МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №3"
город Алексин
  • Аттестация педагогических работников

    Аттестация  педагогов – комплексная оценка уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений, проводится 1 раз в 5 лет.

    Комплексную проверку уровня профессионализма, квалификации и компетенций педагогов проводят в соответствии с законом «Об образовании РФ». Оценка профессиональных знаний и навыков – объективный показатель, который позволяет понять: соответствует уровень компетенции педагога занимаемой должности или нет. Порядок проведения аттестации регламентирован Приказом Министерства образования и науки РФ № 276 от 07.04.2014 г.

    Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:

    Ключевые задачи аттестации педагогов:

    • Целенаправленное, регулярное повышение уровня профессионализма педагогических работников, их методологической культуры, личностного роста. Учет требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава педагогических работников.
    • Установление равновесия между качеством профессиональной деятельности педагога и уровнем оплаты его труда.
    • Управление качеством образования, чтобы обеспечить гармоничные условия для развития личности.
    • Определение перспектив использования потенциальных возможностей педагогов.
    • Улучшение эффективности и качества образования в стране в целом благодаря повышению уровня знаний педагогов.

    Аттестация педагогических работников проходит стандартно: учитель отвечает на вопросы, которые касаются его профессиональной деятельности, демонстрирует профессиональное портфолио, которое он готовит заранее. По итогам экзамена комиссия решает, соответствует ли педагог занимаемой должности, или присваивают ему тот уровень квалификационной категории, которому он соответствует на данный момент. С 2021 г. процедура стала единой, а для оценки профессиональных качеств педагогических работников применяются единые критерии.

    Цели аттестации педагогических работников зависят от её вида – всего их два:

    1. Обязательная аттестация учителей - проводится с целью подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Периодичность процедуры – один раз в пять лет для оценки деятельности педагога. К обязательной аттестации педагога представляет руководитель образовательного учреждения. Если сотрудник занимает одновременно несколько должностей, то и оценивать его будут по каждой из них. Исключение составляют:

    - Сотрудники, которые работают в организации менее двух лет.

    - Женщины, которые находятся в отпуске по беременности или по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Их можно отправлять на аттестацию не ранее чем спустя два года после выхода из отпуска.  

    2. Добровольная – проводится для установления более высокой квалификационной категории, но решение о её прохождении педагог принимает самостоятельно. Заявление могут подавать учителя, которые вообще не имеют квалификационной категории, а также сотрудники, у которых уже есть первая или высшая категория – если срок её действия подходит к концу: минимум за 3 месяца до её окончания. Педагог с первой категорией вправе подать заявление на получение высшей категории спустя минимум два года после присвоения первой. Добровольную аттестацию проводят специальные комиссии, которые формируют федеральные органы исполнительной власти.

    Ограничения для сотрудников, находящихся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребёнком, в этом случае не действуют. Подать заявление педагог может как находясь в отпуске, так и сразу после выхода из него. Сроки рассмотрения заявления педагога не должны превышать 1 месяца, а сроки проведения аттестации – двух месяцев. При успешной сдаче квалификационную категорию устанавливают на 5 лет – продлевать срок нельзя.

    С сентября 2021 года появилась возможность получить две новые квалификационные категории:

    • Учитель-методист или старший учитель – специалист, который внедряет инновационные образовательные методики, курирует проекты, выступает в качестве эксперта при оценке конкурсных работ, проводит семинары. Для получения данной категории надо иметь опыт работы не менее 5 лет.
    • Наставник или ведущий учитель – помогает менее опытным коллегам, консультирует по вопросам профессионального мастерства, содействует в реализации планов карьерного роста. Чтобы подать заявление на эту категорию, нужно отработать педагогом не менее 10 лет.

    Если учитель получает сразу две квалификационные категории, ему идут надбавки к зарплате сразу на обе. На каждого специалиста руководитель образовательного учреждения составляет отдельное представление. В документе представляют объективную оценку деловых и профессиональных качеств педагога, а также сведения о том, проходил ли специалист аттестацию ранее. Не позднее чем за 1 месяц до назначенной даты и с представлением необходимо ознакомить сотрудника.

    Сроки проведения аттестации педагогов

    Для каждого педагога устанавливают индивидуальные сроки обязательной аттестации – комиссия принимает во внимание период действия ранее присвоенных квалификационных категорий.

    Принципы аттестации педагогических работников

    Существует три основных принципа аттестации педагогических работников:  

    1. Коллегиальность – принцип базируется на соблюдении требований, которые предъявляются к составу аттестационных комиссий. Они могут формироваться из представителей органов местного самоуправления, государственной власти, самоуправления образовательных учреждений. К участию привлекают представителей научных организаций, профсоюзных органов. Такой состав обеспечивает независимое мнение группы экспертов, объективное отношение к учителю
    2. Открытость, гласность – принцип выражается в том, что аттестуемому педагогическому работнику должны быть доступны документы, которые имеют отношение к процедуре комплексной оценки. Работодатель обязан уведомить сотрудника о проведении обязательной аттестации в срок не менее 30 дней до даты ее проведения. Кроме того, важно соблюдать открытость процедуры, которая подразумевает анализ знаний педагога и последующее их оценивание.   
    3. Недопустимость дискриминации – означает право педработника на собственное мнение. Причем оно может отличаться от мнения комиссии и экспертной группы. При несогласии с результатами аттестации педагог вправе обжаловать их в соответствии с законодательством РФ. Принцип недопустимости дискриминации предполагает также предоставление четких гарантий как женщинам, которые находятся в отпуске по беременности, родам или по уходу за ребенком, так и молодым педагогам, которые делают первые шаги в своей профессии.

    Аттестация руководителей образовательных организаций

    Аттестация — это обязательная процедура. Обязанность директоров школ проходить аттестацию установлена частью 4 статьи 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Её проводят, чтобы определить, насколько руководитель соответствует занимаемой должности. Порядок и сроки проведения аттестации установлены приказом Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2018 года № 308. В соответствии с этим нормативом руководители получают аттестат не реже, чем один раз за весь период трудоустройства на должности директора школы.

    Руководители образовательных учреждений аттестуются несколько раз:

    • Когда становятся кандидатами на должность директора ОУ. Тем самым они доказывают трудоустраивающему их органу, что они достойны занимать эту должность, обладают необходимыми навыками, отвечают предъявляемым требованиям.
    • В течение первого года работы в качестве директора. Пройдя успешно испытание, руководитель оправдывает занимаемую должность.
    • Спустя 5 лет или 3 года работы на должности руководителя школы. Это квалификационная аттестация.

    Цели аттестации

    Аттестация — это стимулирующий и оценочный инструмент для руководителей школ и назначающих их лиц. Процедура преследует несколько целей:

    • Помогает проверить ответственному ведомству, насколько претендент на должность руководителя ОУ соответствует должности;
    • Позволяет определить, на своём ли месте находится действующий директор образовательного учреждения, не растерял ли навыки;
    • Решает спорные ситуации, когда идёт речь о снятии с должности директора из-за поступивших жалоб или конфликтов с коллегами. Это объективный способ проверить, соответствует ли лицо необходимым требованиям;
    • Это способ повысить кадровую политику в учреждении;
    • Стимулирует директоров развиваться, совершенствовать навыки и профессиональные качества, актуализировать знания законодательства и управления сотрудниками.

    Аттестация заместителей руководителя образовательных учреждений

    Процедура аттестации заместителей руководителей образовательных учреждений систематически совершенствуется ввиду изменения задач, стоящих перед российской системой образования. Департамент образования регламентирует аттестационные процедуры для кандидатов на должность и заместителей директора. Они необходимы для:

    • подтверждения уровня квалификации той должности, которую аттестуемый занимает, и получения желаемой должности соискателя;
    • реального оценивания степени профессионализма заместителей руководителя;
    • формирования кадрового состава учреждений образования с высокой степенью квалификации.

    Аттестация — экспертная оценка эффективности работы заместителя руководителя ОУ, что осуществляется на основании утвержденных критериев, которым должен соответствовать специалист, подтверждающий этот факт материалами, документами и портфолио результатов деятельности.  Аттестация проводится для действующих заместителей руководителей и тех работников, которые претендуют на данное место. В связи с этим, аттестация заместителей руководителя образовательных учреждений может быть первичной — для кандидатов и вторичной — для действующих специалистов. Она предполагает беспристрастную и комплексную оценку профессионализма, квалификации, личностных качества и результативности работы завуча по УВР, АХЧ. На первую квалификационную категорию руководящие работники аттестуются в обязательном порядке, а на высшую — в добровольном.

    Основными задачами аттестации являются:

    • объективное оценивание результативности деятельности завуча;
    • проведение отбора лиц, которые могут занимать руководящие должности;
    • справедливое оценивание результатов, эффективности и качества труда специалиста;
    • анализ уровня подготовленности заместителя руководителя;
    • определение ожиданий и возможностей заместителей руководителя и претендентов на занимаемую должность;
    • выявление необходимости в повышении квалификации заместителей руководителя;
    • мотивация заместителей руководителя к совершенствованию профессиональных навыков, личностного роста.

    Процедура периодической аттестации заместителей руководителя образовательных учреждений осуществляется один раз в пять лет, а при назначении на должность новоиспеченный завуч должен аттестоваться в течение года. От процедуры освобождаются беременные и женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (декретном отпуске), после выхода из которых, у них будет минимум два года на прохождение процедуры соответствия. Аттестационные процедуры базируются на принципах обязательности, открытости, публичности, объективности и коллективности.

    Краевое государственное казенное специализированное учреждение "Центр оценки качества образования"

    ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО".
    ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО"
    Телефон:
    8 (4872) 56-51-02

    Ответственный за аттестацию педагогических работников

    Кузьмина Елена Евгеньевна.
    Кузьмина Елена Евгеньевна
    Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов
    18

    Новый порядок аттестации педагогических работников

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie