Ключевые задачи аттестации педагогов:
- Целенаправленное, регулярное повышение уровня профессионализма педагогических работников, их методологической культуры, личностного роста. Учет требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава педагогических работников.
- Установление равновесия между качеством профессиональной деятельности педагога и уровнем оплаты его труда.
- Управление качеством образования, чтобы обеспечить гармоничные условия для развития личности.
- Определение перспектив использования потенциальных возможностей педагогов.
- Улучшение эффективности и качества образования в стране в целом благодаря повышению уровня знаний педагогов.
Аттестация педагогических работников проходит стандартно: учитель отвечает на вопросы, которые касаются его профессиональной деятельности, демонстрирует профессиональное портфолио, которое он готовит заранее. По итогам экзамена комиссия решает, соответствует ли педагог занимаемой должности, или присваивают ему тот уровень квалификационной категории, которому он соответствует на данный момент. С 2021 г. процедура стала единой, а для оценки профессиональных качеств педагогических работников применяются единые критерии.
Цели аттестации педагогических работников зависят от её вида – всего их два:
1. Обязательная аттестация учителей - проводится с целью подтверждения того, что специалист соответствует занимаемой должности. Периодичность процедуры – один раз в пять лет для оценки деятельности педагога. К обязательной аттестации педагога представляет руководитель образовательного учреждения. Если сотрудник занимает одновременно несколько должностей, то и оценивать его будут по каждой из них. Исключение составляют:
- Сотрудники, которые работают в организации менее двух лет.
- Женщины, которые находятся в отпуске по беременности или по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Их можно отправлять на аттестацию не ранее чем спустя два года после выхода из отпуска.
2. Добровольная – проводится для установления более высокой квалификационной категории, но решение о её прохождении педагог принимает самостоятельно. Заявление могут подавать учителя, которые вообще не имеют квалификационной категории, а также сотрудники, у которых уже есть первая или высшая категория – если срок её действия подходит к концу: минимум за 3 месяца до её окончания. Педагог с первой категорией вправе подать заявление на получение высшей категории спустя минимум два года после присвоения первой. Добровольную аттестацию проводят специальные комиссии, которые формируют федеральные органы исполнительной власти.
Ограничения для сотрудников, находящихся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребёнком, в этом случае не действуют. Подать заявление педагог может как находясь в отпуске, так и сразу после выхода из него. Сроки рассмотрения заявления педагога не должны превышать 1 месяца, а сроки проведения аттестации – двух месяцев. При успешной сдаче квалификационную категорию устанавливают на 5 лет – продлевать срок нельзя.
С сентября 2021 года появилась возможность получить две новые квалификационные категории:
- Учитель-методист или старший учитель – специалист, который внедряет инновационные образовательные методики, курирует проекты, выступает в качестве эксперта при оценке конкурсных работ, проводит семинары. Для получения данной категории надо иметь опыт работы не менее 5 лет.
- Наставник или ведущий учитель – помогает менее опытным коллегам, консультирует по вопросам профессионального мастерства, содействует в реализации планов карьерного роста. Чтобы подать заявление на эту категорию, нужно отработать педагогом не менее 10 лет.
Если учитель получает сразу две квалификационные категории, ему идут надбавки к зарплате сразу на обе. На каждого специалиста руководитель образовательного учреждения составляет отдельное представление. В документе представляют объективную оценку деловых и профессиональных качеств педагога, а также сведения о том, проходил ли специалист аттестацию ранее. Не позднее чем за 1 месяц до назначенной даты и с представлением необходимо ознакомить сотрудника.
Сроки проведения аттестации педагогов
Для каждого педагога устанавливают индивидуальные сроки обязательной аттестации – комиссия принимает во внимание период действия ранее присвоенных квалификационных категорий.
Принципы аттестации педагогических работников
Существует три основных принципа аттестации педагогических работников:
- Коллегиальность – принцип базируется на соблюдении требований, которые предъявляются к составу аттестационных комиссий. Они могут формироваться из представителей органов местного самоуправления, государственной власти, самоуправления образовательных учреждений. К участию привлекают представителей научных организаций, профсоюзных органов. Такой состав обеспечивает независимое мнение группы экспертов, объективное отношение к учителю
- Открытость, гласность – принцип выражается в том, что аттестуемому педагогическому работнику должны быть доступны документы, которые имеют отношение к процедуре комплексной оценки. Работодатель обязан уведомить сотрудника о проведении обязательной аттестации в срок не менее 30 дней до даты ее проведения. Кроме того, важно соблюдать открытость процедуры, которая подразумевает анализ знаний педагога и последующее их оценивание.
- Недопустимость дискриминации – означает право педработника на собственное мнение. Причем оно может отличаться от мнения комиссии и экспертной группы. При несогласии с результатами аттестации педагог вправе обжаловать их в соответствии с законодательством РФ. Принцип недопустимости дискриминации предполагает также предоставление четких гарантий как женщинам, которые находятся в отпуске по беременности, родам или по уходу за ребенком, так и молодым педагогам, которые делают первые шаги в своей профессии.